Ozone

Центр здоровья и красоты

Средства и способы восстановления речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта является одним из важных этапов реабилитации. Для предотвращения стойких речевых нарушений используют различные методы. С их помощью удается улучшить произношение отдельных букв и слов, нормализовать дикцию или полностью восстановить нормальную речь.

Причины нарушения речи при инсульте

Основной причиной нарушения речи при инсульте является поражение соответствующих зон головного мозга (Брока и Вернике). Эти участки располагаются в левом полушарии.

К развитию ишемического инсульта приводит сужение артерий атеросклеротическими бляшками, тромбами или сдавление их опухолью. В результате нарушается кровоснабжение различных отделов мозга, развивается гипоксия и атрофия тканей. При поражении левого полушария и повреждении речевых зон у больного человека развивается афазия (нарушения речи).

Геморрагический инсульт характеризуется разрывом сосуда и образованием кровоизлияния в ткани головного мозга. Причинами этого являются истончение, повышение проницаемости сосудистой стенки, формирование аневризмы. При высоком давлении, физическом или психоэмоциональном перенапряжении измененные артерии разрываются, образуется внутричерепная гематома. В этом случае речь после инсульта характеризуется значительными нарушениями.

Возможно ли полное восстановление после ишемического инсульта

Успех реабилитации пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения зависит от места расположения и протяженности очага поражения мозга, возраста пациента, наличия у него сопутствующей патологии.

Наиболее благоприятным является инсульт с незначительной неврологической симптоматикой – слабость в конечностях с сохраненной или немного сниженной чувствительностью, преходящими нарушениями зрения, головокружением и шаткостью походки. В таких случаях улучшение наступает в среднем на 2 месяц, а достаточно полное восстановление функций к 3 месяцу от начала инсульта.

Большую роль в процессе реабилитации играет избавление от причины развития болезни (курение, прием алкоголя, неправильное питание, избыточный вес), а также компенсация течения гипертонии, сахарного диабета, повышенного содержания холестерина в крови.

Рекомендуем прочитать об операции при инсульте. Вы узнаете о том, какую операцию делают при геморрагическом инсульте головного мозга, противопоказаниях к хирургическому вмешательству, а также о последствиях и прогнозе для больного.
А подробнее о медикаментозном лечении инсульта.

Если был обширный

Когда поражение затрагивает значительный объем головного мозга, или есть множество очагов ишемии, то инсульт считается обширным. Он протекает с тяжелыми нарушениями как мозговой деятельности, так и с устойчивым неврологическим дефицитом. Нередко такие заболевания заканчиваются смертью больного. При ранней и достаточной терапии появляется шанс на выживание, но при этом сохраняются нарушения:

  • движений в конечностях (слабость, спазм, контрактура);
  • чувствительности к боли, температуре, прикосновениям;
  • осознания своего тела (рука и нога не ощущаются);
  • координации движений, равновесия (шаткость при ходьбе, падения);
  • речи (невнятное произношение, трудность построения предложений);
  • зрения (двоение предметов, выпадение полей);
  • глотания (поперхивание);
  • мочевыделения (недержание мочи, цистит);
  • половой функции (импотенция).

Как правило, пациенты после обширного инсульта теряют способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, эффективной коммуникации, адекватному поведению. Это приводит к полной потере трудоспособности, им определяется группа инвалидности. Большинство из них нуждается в помощи посторонних.

Полного восстановления обычно не происходит. Реабилитация занимает один-два года, она считается успешной, если больной может сидеть в кровати и принимать пищу, контролировать процессы мочевыделения и дефекации.

Если правой/левой стороны

Остаточными явлениями полушарных инсультов является мышечная слабость в конечностях или паралич, он может затрагивать и мимическую мускулатуру. Отмечается утрата или снижение чувствительности, а также речевые нарушения. Больной произносит слова медленно, с нарушением артикуляции, в тяжелых случаях может общаться только звуками.

Геморрагический инсульт с правой стороны

Теряется способность воспринимать свое тело, оценивать ощущения, ориентироваться в пространстве. У многих людей после инсульта изменяется поведение и личностные характеристики – они становятся обидчивыми, раздражительными, фон настроения снижен или отмечаются резкие колебания. Пациенты испытывают затруднения при письме и чтении, запоминании и анализе информации, интеллектуальной деятельности.

На процесс восстановления утраченных функций оказывает влияние, помимо объективных причин, отношение больного к реабилитации. Возможными реакциями является либо полное отрицание необходимости лечения из-за сниженной критики к своему состоянию, либо депрессия, утрата надежды на выздоровление, апатия и пессимизм.

Длительность частичной реабилитации с возвращением способности к самообслуживанию занимает около полугода, в период до года максимально восстанавливаются утраченные функции, полная нормализация состояния сомнительна. В дальнейшем возможен лишь незначительный прогресс или стабилизация неврологических нарушений.

Если инсульт мозжечка

После перенесенного инсульта в зоне мозжечка нарушается равновесие, пациенты жалуются на головокружение, неустойчивость при ходьбе, падения, трудность координации движений. Наиболее сложной для восстановления является мозжечковая атаксия. Она представляет собой такой симптомокомплекс:

  • нарушение соразмерности движений – ранее или позднее прекращение;
  • неспособность выполнить разнонаправленные действия в ускоренном темпе (например, рука вверх, затем вниз ладонью);
  • при письме буквы становятся крупными и искаженными;
  • отклонения в сторону при ходьбе и поворотах туловища, походка как у пьяного человека;
  • речь становится отрывистой.

Инсульт мозжечка

Реабилитационный период обычно продолжается 9 — 12 месяцев, полноценного возобновления удается достичь в исключительных случаях.

Курс восстановления

Реабилитационная программа включает множество методов воздействия на парализованные конечности, обучение ходьбе, приему пищи, поддержанию личной гигиены, самообслуживанию. В нее входят такие направления, как кинезиотерапия (лечение движением), тренировка речи, памяти, диетическое питание, прием медикаментов, проведение физиопроцедур, массажа.

Смотрите на видео о восстановлении после инсульта:

Двигательная программа

Начинать движения нужно как можно раньше. В первое время это могут быть сгибания и разгибания пальцев, кистей и стоп здоровой стороны тела. Это ускоряет восстановление клеток головного мозга на пораженном участке. В последующем, обычно одновременно с массажем, инструктор по лечебной физкультуре проводит мягкое сгибание и разгибание, вращение последовательно во всех суставах руки и ноги.

Восстановление движения пальцев рук после инсульта

Для восстановления функции верхней конечности над кроватью подвешивается полотенце, а пациент его захватывает и совершает движения вперед-назад, в стороны, вверх и вниз. После овладения этими упражнениями полотенце подвешивают выше.

Также в качестве приспособления для тренировки используют резиновый бинт, его связывают в кольцо (длина полоски примерно 80 см) и фиксируют на неподвижном предмете или между руками, ногами, рукой и ногой. В процессе занятий нужно растягивать кольцо.

Нижние конечности в постели можно разрабатывать пассивными движениями в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах, а затем больному предлагается скользить пяткой по кровати. Для ликвидации спазма под колено нужно положить жесткий валик.

Упражнения в постели

Следующим этапом тренировок являются занятия в положении сидя на кровати, а затем стоя на полу. В комплекс реабилитации могут быть включены такие упражнения:

  • поднять со стола, а затем с пола коробок спичек;
  • встать на носки с поднятыми руками над головой;
  • сжатие эспандера;
  • наклоны туловища;
  • движения руками по типу ножниц;
  • приседания.

Специальные тренажеры для восстановления после инсульта значительно ускоряют процесс реабилитации и могут применяться с первых дней

Тренировка речи

Речь восстанавливается позже, чем движения в конечностях, это может даже занимать несколько лет. Для возобновления способности говорить важно, чтобы больной постоянно слышал обращенный к нему разговор, даже если пока он не в состоянии отвечать. Даже восприятие чужой речи активизирует соответствующие центры головного мозга, что способствует их растормаживанию. Если полностью отсутствует речь, то для тренировки могут быть применены такие приемы:

  • больной заканчивает слово (ему произносится часть без последней буквы, слога), затем предложение;
  • повторение простых фраз;
  • общеизвестные стихи;
  • скороговорки;
  • совместное пение.

Советы логопеда для восстановления речи

Для того чтобы заставить разработать мышцы, задействованные в артикуляции, пациенту предлагается ежедневно двигать нижней челюстью, высовывать вперед язык, облизывать губы в разных направлениях, сворачивать их в трубочку.

Восстановление памяти

На фоне медикаментозной терапии (ноотропные препараты) проводятся и специальные упражнения на развитие запоминания:

  • повторение цифрового ряда с закрытыми глазами;
  • разучивание пословиц, поговорок, стихов;
  • пересказ прочитанного текста или услышанной песни;
  • настольные игры.

Настольные игры для восстановления памяти

Наилучшие результаты могут быть получены, если занятия совместить с прежними увлечениями пациента для того, чтобы процесс тренировок сопровождался положительными эмоциями.

Питание

Труднее всего кормить больных с нарушением глотания и чувствительности в одной половине ротовой полости. Им приходится учиться принимать пищу заново. Для этого можно использовать упражнения на восстановление утраченных способностей:

  • пациент имитирует кашель, глотание и зевание;
  • надувает щеки;
  • полощет рот и горло.

Упражнение «Надувание щек»

При организации питания пациентов с нарушенными функциями жевания и глотания нужно учитывать такие особенности:

  • пища должна быть только теплой и аппетитно пахнуть;
  • исключить вязкие и жесткие блюда – рис, сухой творог, подсушенных хлеб, крекер;
  • гарнир должен иметь консистенцию густого пюре, а к мясу и рыбе можно добавить суп или сок;
  • прием еды занимает не менее 40 минут, нельзя торопить пациента;
  • кормить надо таким образом, чтобы пища попадала на здоровую сторону;
  • для напитков и воды удобно использовать поильник или трубочку для коктейля.

Легче всего для больных инсультом с проблемами при приеме пищи проглотить следующие блюда:

  • отварная морковь, картофель, размятые или кубиками;
  • капуста цветная, брокколи;
  • рубленое мясо;
  • запеченная камбала, сардины;
  • омлет;
  • авокадо, банан;
  • мягкая груша кубиками;
  • яблоки печеные или пюре;
  • желе, пудинг;
  • мягкий сыр;
  • каша из хлопьев или зерен (тщательно разваренная).

Протертые супы-пюре из овощей, мяса, рыбы

Недопустимо в рацион включать жирное мясо, навары, жареные и острые блюда, алкогольные и кофеиносодержащие напитки.

Препараты

Выбор медикаментов для реабилитации проводится исключительно невропатологом. Используют такие группы лекарственных средств:

Группы Медикаменты
Сосудорасширяющие (с осторожностью, под контролем давления) Кавинтон, Сермион, Инстенон;
Нейропротекторы Сомазина, Семакс, Церебролизин, Энцефабол;
Антиоксиданты Мексидол, Танакан;
Ноотропные Луцетам, Фенотропил.

При наличии показаний используют антиагреганты (Тиклид, Аспирин), гипохолестеринемические средства (Атокор, Вазилип).

Физиотерапия

Назначение процедур может быть не ранее 1 — 2 месяцев от начала инсульта. Показаны в восстановительном периоде следующие методики:

  • электрофорез на воротниковую зону;
  • сульфидные ванны на руки;
  • магнитотерапия на область шеи;
  • общие ванны с морской солью, хвойным экстрактом, углекислые и жемчужные;
  • озокерит или парафин, грязь или гальвано-грязь на пораженные конечности;
  • рефлексотерапия – точечный массаж или иглоукалывание;
  • электростимуляция синусоидально-модулированными токами;
  • дарсонвализация конечностей.

Массаж

Показан с первой недели болезни ежедневно, начиная с 10 минут до получаса. Все движения медленные и низкоинтенсивные, особенно при наличии мышечного спазма. На здоровой стороне техника массажных движений может быть классической. Последовательность массирования:

  1. Лопаточная область.
  2. Плечо.
  3. Предплечье и кисть.
  4. Тазовая, бедренная область.
  5. Голень и стопа.

На курс требуется от 30 до 50 сеансов, после чего нужен перерыв на месяц, затем для поддерживающей терапии массаж можно проводить по 10 сеансов 3 — 4 раза в год.

Смотрите на видео о массаже и ЛФК после инсульта:

Причины речевых нарушений

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Особенности восстановительного процесса

Для достижения положительного результата в реабилитации к терапии приступают сразу после того, как произошел инсульт. Сначала занятия могут длиться всего несколько минут, через месяц длительность каждого может доходить до 2 часов каждый день.

В острый период инсульта занятия должны быть естественными и физиологическими. Это просто обращение к пациенту, разговор с ним, предоставление возможности слушать музыку. Никакие манипуляции не проводятся.

После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.

Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.

Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

Взаимодействие с пострадавшим

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова.
Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.

Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

Занятия с логопедом

До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.

В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.

Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.

При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.

Фонетические связаны с коррекцией звукопроизношения. Упражнения направлены на улучшение работы мышц губ, языка, нижней части лица. Произносятся отдельные звуки, скороговорки.

Семантические требуют способности найти смысл, продолжив предложение или дополнив ассоциацию.

Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.

Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.

Принципы организации домашних занятий

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

Среди них:

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.

Упражнения

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Для нормального произношения нужно, чтобы хорошо работали мышцы языка. Человека, пострадавшего от инсульта, просят насколько возможно высунуть изо рта язык, изобразить змеиное шипение. После возвращения в рот, нужно дотронуться до верхнего неба, потом нижнего, прикоснуться к щеке.

Больной облизывает губы сначала по часовой стрелке, затем — против, пытается во рту сделать движение языком по кругу, издает цокающий звук.

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Массаж

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Врачебные назначения

Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.

Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

  • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
  • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
  • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
  • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
  • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
  • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
  • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

Народные средства

Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

Скорость восстановления речи

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.

Прогноз

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

Как вернуть речевую функцию, что делать в домашних условиях для ее развития?

Когда процесс реабилитации продолжается дома, самое главное для больного – это поддержка родственников и постепенное возвращение к привычным действиям, которые первое время могут даваться с трудом.

Логопедические упражнения для больного

  1. Сделайте круговое движение языком, проводя им по передней поверхности верхних и нижних зубов. Повторите 5-10 кругов по часовой стрелке, а затем против.
  2. Щёлкайте языком так, чтобы звук напоминал цоканье копыт. Таких щелчков нужно повторить от 10 до 20 за один подход. В течение дня таких подходов может быть до 5.
  3. Сверните язык трубочкой и попытайтесь высунуть его изо рта как можно дальше. Повторите это движение 5-10 раз.
  4. Улыбнитесь, почувствовав напряжение в мышцах лица. Зубы при этом должны быть сомкнуты, а губы слегка разжаты. Повторите 7-10 раз. Затем сомкните губы, и улыбнитесь так 5-7 раз.
  5. Выполняйте воздушные поцелуи, звонко причмокивая губами. Повторите 10-15 раз.

Важно! Больной должен стараться повторить как можно больше упражнений за 1 раз. Если почувствуется усталость, лучше сделать перерыв.

Практические упражнения для самостоятельного выполнения дома

Вот что делать, если у больного плохая речевая функция, как его можно «разговорить»:

  • Чтение простых книг или журналов по 5-10 минут в день.
  • Больной должен сделать устное описание предмета или своего дня в течение 10-15 минут.
  • Чтение скороговорок в медленном темпе по 10-15 минут (переходить к этому этапу нужно, когда больной научится без проблем произносить целые фразы).

Течение реабилитации для каждого человека индивидуально, поэтому следует попросить рекомендации у логопеда, прежде чем переходить к конкретным домашним занятиям.

Рекомендации для близких, как снова научить человека говорить

Восстановится речь у человека, который не может говорить, или нет, во многом зависит от помощи его близких.

  • Старайтесь давать больному как можно больше поддержки.
  • Не торопите его, пусть он выполняет все рекомендации врача в удобном темпе.
  • Старайтесь не делать акцент на том, что больной имеет какие-то физические ограничения. Такое отношение поможет человеку быстрей восстановиться и вернуться к привычному образу жизни.
  • После инсульта больных могут часто посещать приступы агрессии. В этой ситуации родственникам стоит сохранять спокойствие, и при необходимости вызвать скорую.
  • Отслеживайте первые признаки депрессии, и при необходимости обратитесь за помощью к психотерапевту.

Инсульт — это страшная травма для организма. Процесс восстановления, особенно при проблемах с речевым аппаратом, может быть долгим и мучительным, как для больного, так и для его родственников. Стоит помнить, что успех реабилитации на 70% состоит из позитивного настроя больного, который помогают создавать именно родственники и близкие люди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПРОВЕРЕНО Эта статья была проверена нашими экспертами, практикующими врачами с многолетним опытом. Задать вопрос Отличная статья 1

Виды афазии

Афазией называется утрата уже имеющейся речи в результате органического поражения головного мозга. Согласно нейропсихологической классификации выделяют несколько форм афазии: сенсорная, моторная, семантическая, амнестическая и тотальная. Использование такой классификации помогает диагностировать тип речевого нарушения и определить возможное место поражения.

Моторная

Центр Брока располагается в третьей лобной извилине. Он отвечает за воспроизведение речи и подает сигналы к мышцам, которые отвечают за формирование звуков. При повреждении этой зоны возникает моторная афазия. Она бывает:

  • Афферентная. Возникает при поражении постцентральных и нижнетеменных отделов коры мозга. Нарушается иннервация нервных волокон, несущих импульс от губ, языка, глотки. В этом случае страдает произношение вуков, в образовании которых принимает участие сходная артикуляция. Больной заменяет «б» на «п» или «м», «д» на «т», «л», «н», звук «о» на «у, «ю» и т.д. Пациент слышит и осознают свою ошибку, но не может сказать правильно. Нарушение понимания речи при афферентной моторной афазии обычно длится несколько дней. Затем пациент быстро восстанавливается, начинает понимать трудные слова, может что-то написать.
  • Эфферентная. Формируется в результате повреждения передних ветвей левой средней мозговой артерии. Речь после инсульта, локализованного в этой области, на первых порах вообще отсутствует. Пациент не может вообще ничего сказать. В дальнейшем он может повторять похожие звуки, начинать говорить правильно первые слоги слова, но произносит его неправильно. В этом случае человек не осознает свои ошибки, злится на то, что его не понимают окружающие. По мере лечение больной начинает делать длинные паузы, произнесение слов становится растянутым.

Существует моторная, сенсорная, амнестическая, семантическая, тотальная афазия

Сенсорная

Зона Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины. Она отвечает за соединение слов в предложение, позволяет осмысленно осознавать речь.

При ее поражении развивается сенсорная афазия. Основным отличием этой патологии является нарушение понимания. В своей речи такие пациенты заменяют подобные слова или буквы. Одно и то же слово они не могут повторить несколько раз подряд.

Больные не слышат своих ошибок, не понимает обращенную к ним речь. Они не могут прочесть любые фразы, у них возникают затруднения при написании слов. При таком нарушенииречи после инсульта человек может выговаривать все звуки, он не испытывает других речевые расстройств.Ему тяжелее выговаривать глаголы, чем существительные и прилагательные.

Такой больной находится в постоянном эмоциональном возбуждении, много говорит непонятных фраз, раздражается из-за того, что его не понимают.

Амнестическая

Амнестическая или акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. В этом случае основополагающим фактором является снижение слухо-речевой памяти. Больные не могут правильно построить предложения, потому что не запоминают идущие друг за другом слова. Они забывают названия предметов, имена родственников.

Слова при этом они выговаривают правильно, без фонетических нарушений. Такие пациенты часто заменяют одни существительные на другие. Например, холодильник могут назвать лампой, а телевизор – пылесосом. Притом пишут любой текст они правильно. Но повторить или пересказать его не могут, смысла не понимают.

При написании, если у больного достаточно времени для того, чтобы вспомнить подходящие слова, они практически не делают ошибок.

Семантическая

При поражении теменно-затылочной области возникает семантическая афазия. Больным тяжело подобрать нужное слово. Вместо этого они начинают описывать, как выглядит и для чего нужен данный предмет. Например, вместо того, чтобы сказать «книга», больные говорят: «это прямоугольный бумажный предмет, который читают».

То есть, затруднений в выговаривании звуков у них нет. Пациенты хорошо понимают значение слов, выполняют простейшие, обращенный к ним, команды. По просьбе поднимают руку, закрывают глаза или поворачивают в сторону голову. Артикуляция у них не нарушена, если им подсказать первую букву или слог, они с легкостью воспроизведут любое слово.

Тотальная

Наиболее тяжелое поражение речи. Представляет собой сочетание нескольких форм афазии. Такое нарушение речи после инсульта проявляется полным отсутствием звуков. Однако больные имеют возможность стонать или кашлять.

Пациенты не понимает обращенную к ним речь, не могут выполнить простейшие просьбы. Не понимают обращенных к ним жестов. Прочитать или написать что-либо они тоже не могут.

Зависимость восстановления от разновидности расстройства

Восстановление речи после инсульта зависит не только от очага поражения, но и от словарного запаса, особенности личности самого человека.

При моторной афазии возможна полная речевая реабилитация. При такой патологии наиболее эффективно сочетание медикаментозных средств и занятий с логопедом. Человека нужно научить правильно выговаривать все звуки и слоги.

Восстановление речи после инсульта зависит от человека

При сенсорной афазии для лучшего восстановления необходимо, чтобы пациент осознал свой дефект. Его следует постоянно исправлять, разговаривать с ним. В этом случае основной задачей является обучение пациента правильному пониманию смысла слов. Раннее начало лечения и занятия с больным способствуют полноценному восстановлению речи.

Амнестическая афазия относится к наиболее щадящему виду нарушения речи. У больного сохранена артикуляция, понимание слов. После мероприятий, направленных на улучшение памяти, возможно полная нормализация речевых функций.

Семантическая афазия является благоприятным из всех вариантов. Сохраняется понимание значения слов и фраз. Лечение, направленное на улучшение мозгового кровообращения, способно привести к полному восстановлению речи.

Прогноз при тотальной афазии обычно неблагоприятный, речевая динамика очень незначительная.

Общие правила и мероприятия

После выписки пациента из стационара восстановление речи может занимать длительный период. При общении с такими людьми необходимо придерживаться следующих правил:

  • Разговаривать нужно простыми, короткими предложениями.
  • Рекомендуется избегать длинных, сложносоставленных фраз.
  • Если больной неправильно произносит какое-то слово, необходимо корректно его исправить.
  • Не нужно торопиться при разговоре, пациенту следует дать время, чтобы он сформулировал свою мысль.
  • Человека необходимо постоянно вовлекать в беседу, заставлять принимать в ней активное участие.

Эти мероприятия проводят совместно с лечебный физкультурой, медикаментозным лечением и логопедическими занятиями. Восстановление речи после инсульта необходимо продолжать и в домашних условиях.

Методы терапии

Существует несколько способов лечения афазии. Наиболее эффективно сочетание различных методик. На вопрос больных, можно ли полностью восстановить речь после инсульта, врачи отвечают, что полное восстановление возможно. Для этого необходимо комплексное лечение: лекарственная терапия , физиотерапия, психотерапия и занятия с логопедом.

Медикаментозные

Лекарственная терапия включает в себя применение следующих препаратов:

  • Ноотропы: пирацетам, кавинтон, церебролизин.
  • Метаболические средства: рибоксин, милдронат.
  • Антиоксиданты: мексидол, глицин.
  • Тромболитики: стрептокиназа,урокиназа или антикоагулянты: ацетилсалициловая кислота, гепарин,
  • Лекарства, улучшающие мозговое кровообращение: кавинтон, пентоксифиллин, никотиновая кислота.

Мексидол – медикаментозный препарат для восстановления речи после инсульта

Также применяется симптоматическое лечение: назначаются гипотензивные, диуретические препараты или сердечные гликозиды.

Хирургическое вмешательство

Оперативное вмешательство применяется в тех случаях, когда причиной афазии является геморрагический инсульт. Операция обычно выполняется в кратчайшие сроки после кровоизлияния. Основной ее целью является спасение жизни больного. При нормальных гемодинамических и неврологических показателях применяют консервативное лечение.

Физиотерапия

Физиотерапию чаще всего используют при лечении моторной афазии. Для стимуляции речевой мускулатуры применяют следующие способы:

  • Синусоидальные модулированные токи.
  • Переменное магнитное поле.
  • Электростимуляция.
  • Ультразвуковая терапия.

С помощью таких методов уменьшаются спазмы артикуляционных мышц, улучшается речь.

Функциональное биоуправление

Этот метод основан на принципах биологической обратной связи. Пациенту предлагается специально подобранная компьютерная программа. Но экран монитора выводится специальное изображение, сопровождающееся звуковыми эффектами. Считается, что с их помощью мозг больного учится самостоятельно контролировать речевые процессы.

Такой способ не подходит для пациентов с расстройством понимания.

Психотерапия

Задачей психотерапевтического лечения афазии является восстановление речи как коммуникативной и психической функции. Наибольшим эффектом обладает групповая форма занятий. Больных обучают аутогенным тренировкам, ведению специальных дневников самоконтроля. Такое обучение в большей степени направлено на социальную адаптацию пациента.

Нюансы и этапы работы

Логопедические занятия с такими больными должен проводить врач – афазиолог. Он объяснит, как восстановить речь после инсульта, подберет необходимые упражнения. Степень сложности речевой нагрузки рассчитывается индивидуально в зависимости от типа афаазии. На начальных этапах используют специальные приемы для растормаживания речевых функций. После обучения восстановление речи после инсульта можно проводить самостоятельно, в домашних условиях.

С логопедом

Логопед для восстановления речи применяет различные методы.

К основным относятся:

  • Логопедический массаж.
  • Применение иллюстрированных пособий.
  • Специальные упражнения для развития речи и артикуляции.
  • Музыкотерапия, пение.

Занятия должны быть непродолжительными, не более 30 минут. Начинают с простых заданий и постепенно переходят к более сложным. Процесс логопедической реабилитации длительный. Наибольшего эффекта удается достигнуть при незапущенных формах афазии.

Самостоятельно

Существуют специальные упражнениядля восстановления речи после инсульта.Подобные тренировки нужно выполнять регулярно.

К ним относятся:

  • Вытягивание губ трубочкой и возвращение в исходное состояние.
  • Складывания языка виде чашечки.
  • Поочередное облизывание сначала верхней, а затем нижней губы.
  • Раздувание щек.
  • Доставание языком верхнего неба.

Эти упражнения выполняют постоянно, два-три раза в день. Количество повторений ежедневно увеличивают.

Прогноз зависит от вида нарушения речи, типа инсульта и тяжести состояния больного. Быстрее и лучше всего восстанавливается пациенты с сенсорной афазией. Самым неблагоприятным прогностическим вариантом является тотальное речевое поражение.

Восстановление речи после перенесенного инсульта является сложной задачей. Этот процесс требует много сил и терпения со стороны самого пациента и его родственников. Медикаментозное лечение, занятия с логопедом, регулярное самостоятельное выполнение упражнений позволяют добиться хороших результатов, быстро восстановить речевую функцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх